Как вакуумировать кондиционер своими руками?

Вакуумирование кондиционера своими руками

Системы кондиционирования сложны не только в применении, но и в установке. Ежегодно производители стараются сделать все, чтобы упростить процесс монтажа и эксплуатации сплит систем, но на данный момент неопытный мастер с высокой долей вероятности не сможет установить кондиционер, не совершив при этом ошибок.

Именно по этой причине мы не рекомендуем домашним умельцам заниматься монтажом кондиционера. Но если вы все же уверены в своих силах и хотите попробовать поставить сплит-систему самостоятельно, изучите один из важнейших вопросов: как вакуумировать кондиционер.

В этой статье мы подробно расскажем, как правильно выполняется вакуумация кондиционера, какие нюансы нужно учитывать, и можно ли выполнить подобные работы самостоятельно, без привлечения специалистов со стороны.

Вакуумирование: что нужно знать

Инструменты

Перед вакуумизацией необходимо подготовить набор инструментов. Вам понадобится вакуумный насос для кондиционеров, манометрическая станция, баллон с фреоном, шестигранная отвертка (а лучше комплект), разводной и газовый ключ.

Процесс вакуумирования

Здесь мы вкратце расскажем, как вакуумировать кондиционер. Если вас интересует более подробная инструкция, прочтите статью далее.

Вакуумирование состоит из двух этапов. Давайте рассмотрим их подробнее.

Первый этап. Вакуумный насос для откачки воздуха из кондиционера присоединяется к манометру, а затем к наружному блоку, и включается. Насос должен проработать не менее 10-15 минут. Длительность работы насоса зависит от его мощности. В среднем 15 минут достаточно, чтобы выкачать лишний воздух из наружного блока, но в некоторых случаях ожидают 20 минут.

Во время откачки воздуха ведется наблюдение за показателями манометра. Наблюдение продолжается еще 20-30 минут после отключения насоса. В течение этого времени показатель давления не должен меняться. Это будет означать, что фреоновая трасса абсолютно герметична.

Если после откачки воздуха стрелка манометра начала подниматься, значить в трассе произошла утечка. В этом случае мастер пытается найти место утечки и загерметизировать систему. В большинстве случаев утечка возникает из-за слабо затянутых гаек, неправильного вальцевания или повреждения медных трубок в процессе монтажа.

После система проверяется еще раз с помощью манометра. Если стрелка остается неподвижной и трасса полностью загерметизирована, мастер приступает ко второму этапу.

Второй этап . Холодильный агент запускается в систему. Вакуумный насос для кондиционера отключается от наружного блока, баллон подключается. Шестигранным ключом открываются краны для подачи фреона. Контур медленно наполняется хладагентом. После заполнения трассы фреоном проводится тестирование. Мастер проверяется работоспособность всех режимов работы. Если они работают исправно, значит мастеру удалось правильно вакуумировать кондиционер.

Пошаговая инструкция

Можно ли произвести вакуумирование кондиционера своими руками? Вполне. Но важно понимать, что эта процедура не так легка, как кажется на первый взгляд. Особенно это касается сложной климатической техники, вроде прецизионного кондиционера. Но вы можете попробовать выполнить эти работы самостоятельно, если уверены в своих силах.

Выше мы уже описывали краткую схему установки насоса и вакуумирования трассы. Давайте подробнее остановимся на каждом этапе.

Первый этап

Подключите вакуумный насос для откачки воздуха к кондиционеру. Для этого один конец желтого заправочного шланга присоедините к насосу, а другой — к среднему штуцеру манометрической станции. Далее к левому штуцеру манометра присоедините один конец синего шланга, а второй конец — к заправочному штуцеру газового вентиля на наружном блоке кондиционера.

Включите насос вакууматор. Откройте левый кран на манометре и вентили сервисных портов. Следите за показаниями: необходимо, чтобы стрелка остановилась на значении -1 Бар. Проводите вакуумирование в течение 10-20 минут. Затем выключите насос, но не отключайте манометр еще около получаса. Обратите внимание на показатели: если стрелка вернулась к показанию 0 Бар, значит возникла утечка.

Чтобы обнаружить место утечки, смажьте все соединения мыльным раствором. Это старый и эффективный метод. Как только будет обнаружено место утечки, хорошенько затяните крепления и попробуйте провести вакуумирование еще раз.

Второй этап

Теперь необходимо заправить аппарат фреоном. Откройте левый кран на манометре, а правый закройте. Шланг на среднем штуцере манометра (желтый) отсоедините от насоса и подключите к баллону с холодильным агентом. Вы услышите характерное шипение, означающее, что фреон начал заполнять контур. Как только вы заправите кондиционер, отключите трубки и закройте газовый вентиль на наружном блоке.

Теперь проведите полное тестирование сплит-системы. Включите аппарат в режим «COOL» (охлаждение), установите температуру +20 градусов и подождите 15 минут. За это время кондиционер начнет работать в полную силу и вы сможете прочувствовать, насколько эффективно он справляется со своей задачей. Затем проверьте режим «HEAT»(нагрев).

На проверку каждого режима работы понадобится в среднем 10-20 минут. Кондиционеры, несмотря на свою технологичность, не сразу переключаются с одного режима на другой. Поэтому не стоит спешить во время тестирования, запаситесь терпением.

Если во время проверки выяснилось, что какие-то режимы работают некорректно или вовсе не включаются, вызовите мастера. Без должного опыта и знаний вы не сможете определить точную причину. Скорее всего, были допущены ошибки при заправке холодильным агентом. Возможно, фреона недостаточно или он заправлен в избытке.

Мы убеждены, что процесс вакуумирования должен выполнять специалист. Он сможет точно рассчитать количество необходимого хладагента и грамотно протестирует систему после заправки. Теоретически, эта работу можно выполнить своими руками, но на деле новички сталкиваются со множеством проблем при самостоятельном вакуумировании.

Да, эта услуга стоит недешево с сервисном центре. Но стоит один раз заплатить профессионалу и не беспокоиться о проделанной работе, чем сделать работу некачественно в силу своей неопытности и затем все равно платить мастеру за поиск и устранением неполадок.

Обратите внимание

В интернете вы можете наткнуться на противоречивые советы от, казалось бы, опытных мастеров. Например, некоторые мастера вместо вакуумирования используют т.н. продувку трассы фреоном, чтобы вытеснить бОльшую часть лишнего воздуха из системы. Это экономичный и быстрый способ, но мы категорически не рекомендуем его использовать.

Почему? Во-первых, эту процедуру запрещает большинство производителей кондиционеров. Во-вторых, такой способ не добавит вашему кондиционеру долгих лет службы. Если проигнорировать вакуумирование системы и вместо этого использовать продувку хладагентом, некоторое количество воздуха все равно останется в контуре. Со временем внутренности аппарата покроются иссиня-черным налётом из-за процесса окисления.

Словом, не стоит экономить на подобных работах. Если у вас нет возможности приобрести вакуумный насос, возьмите его в аренду. Либо доверьте эту работу профессионалу, у которого есть полный набор необходимых инструментов, а также бесценный опыт.

Итоги

Возможно ли вакуумирование кондиционера своими руками? Да, но с оговорками. На словах этот процесс кажется довольно простым, но на деле новички и домашние мастера частенько сталкиваются с проблемами, которые появляются на этапе тестирования системы. Особенно это заметно при вакуумировании сложной климатической техники, вроде прецизионного кондиционера.

Мы не рекомендуем экономить на такой важной работе. Воспользуйтесь помощью мастера из сервисного центра. У профессионала в арсенале есть и двухступенчатый вакуумный насос, и современная манометрическая станция, и набор необходимых ключей/отверток, и, что самое главное, бесценный опыт. Этим не может похвастаться обычный домашний мастер, даже если он возьмет в аренду оборудование.

А вы когда-нибудь производили вакуумирование самостоятельно? С какими трудностями вы столкнулись в процессе? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже. Дайте несколько советов. Они будут полезны для начинающих и домашних мастеров. Желаем удачи!

Что нужно знать о вакуумировании кондиционера

Эффективная, бесперебойная работа бытового охлаждающего оборудования зависит не только от технического, конструктивного исполнения модели, качественной сборки на заводе-изготовителе и т.д. Влияние оказывает правильно выполненный монтаж с соблюдением правил, которые содержит инструкция оборудования. Одно из них – вакуумирование кондиционера перед первоначальным запуском системы.

Необходимо ли вакуумирование?

Бытовая сплит-система, независимо от конструктивного исполнения внутреннего блока, оснащена охлаждающей фреоновой магистралью, функционирование которой обеспечивает снижение температуры внутри помещения. В ее состав входят два теплообменных элемента (конденсатор и испаритель), медные трубы, компрессор, терморегулирующий вентиль, хладагент, компрессорное масло.

Фреоновый контур обязательно должен быть максимально герметичен, чтобы внутрь не попадал воздух, влага, мелкодисперсные инородные частицы. Их включение в охлаждающее вещество со временем приведет к поломке оборудования:

  • Воздух вызывает повышение давления внутри контура, компрессор будет работать с постоянно увеличенной нагрузкой, что приведет к быстрому износу механизмов.
  • Вода вступает в химическую реакцию с компрессорным маслом (синтетическим, минеральным), в результате которой образуются органические, неорганические кислоты. Они оказывают губительное действие на детали контура, сплит выходит из строя намного быстрее.
  • Под действием влаги внутренняя поверхность контура корродирует, образующиеся частицы ржавчины циркулируют вместе с хладагентом, попадают в компрессор, что может привести его к поломке, полной замене.
Читайте также  Как сделать самотык своими руками?

Чтобы исключить эти и другие неприятные последствия, охлаждающий контур должен герметичным. Это достигается за счет плотного соединения всех элементов, качественной вальцовки труб, удаления воды и воздуха при помощи вакуумного насоса. При этом, гарантийное обслуживание многих сплит-систем невозможно без вакуумирования, которое предусматривается производителем.

Оборудование для вакуумирования и заправки

Если планируется самостоятельная установка кондиционера либо дозаправка хладагентом нужно приобрести оборудование для вакуумирования и заправки. Перечень необходимых приборов:

  • насос для вакуумирования;
  • коллектор с манометром (возможно использование цифрового) или вакууметром;
  • течеискатель;
  • вентильный ключ;
  • набор шлангов;
  • тэн для подогрева цилиндра;
  • устройство для сбора хладагента;
  • вентили для манометра, шлангов;
  • зарядная станция.

Насос для вакуумирования удаляет проникшие в контур влагу и воздух путем создания внутри контура области разреженного давления. Низкое давление способствует снижению точки кипения воды. Виды:

  • низковакуумные (0,1 мБар);
  • высоковакуумные (0,02 мБар).

Необходимо помнить, что у каждого устройства есть граница остаточного давления, после которой оно перестает удалять воздух. Данный показатель отличается в зависимости от модели, ее потребляемой мощности, производительности.

Как долго делать вакуумирование?

Длительность процесса зависит от возможностей вакуумного оборудования. Показатель степени вакуумации – мощность техники, одноступенчатые вакууматоры менее мощные, подходят для соответствующих сплит-систем. Акт герметизации может длиться около 30 мин.

Двухступенчатый насос – более мощное оборудование, может достичь вакуума даже за минуту. Последующие 15-20 мин необходимы для проверки герметичности системы.

Проследить уровень давления можно с помощью монометрического коллектора, либо вакууматора. Более точные показатели герметичности контура достигаются методом опрессовки высоким давлением (40 Бар).

Вакуумирование и бытовая сплит-система

Самостоятельная установка кондиционера кроме технических, строительных моментов, включает также обязательный этап герметизации охлаждающего контура на завершающем этапе монтажа. Проводится в данной последовательности:

  1. коллектор с манометром подключается с помощью шлангов к сервисным портам внешнего блока;
  2. третий шланг предназначен для насоса, соединяется с ним;
  3. запуск вакуумного прибора для удаления влаги, воздуха;
  4. стрелка манометра должна опуститься до отрицательного значения на шкале, которое обозначает границу остаточного давления прибора.
  5. процесс вакуумирования остается на этом уровне примерно 20-30 мин;
  6. если значение не меняется, значит, система герметична. Теперь можно перекрыть вентиль на коллекторе;
  7. отключается вакуумный прибор;
  8. открываются порты на наружном модуле, хладагент запускается в систему;
  9. коллекторные шланги отсоединяются;
  • сплит-система тестируется во всех режимах, необходимо показания сверять с указанными в инструкции. Если они соответствуют, установка и герметизация проведены верно.

Важно:

  • Отключение насоса можно производить только после перекрытия манометрического вентиля. Иначе насосное масло по шлангам попадет в область низкого давления внутри контура.
  • Когда стрелка манометра выходит из области отрицательного значения, значит, контур не герметичен, необходимо искать место утечки фреона методом опрессовки высоким давлением.

Вакуумирование кондиционера автомобиля

Самостоятельно производится и заправка автокондиционера с использованием соответствующего набора инструментов, оборудования. Процесс также требует соблюдения параметров герметизации системы. Если давление будет превышать 285 кПа, компрессорный механизм выйдет из строя. Для проверки давления и заправки автомобильных кондиционеров необходимо:

  • хладагент в баллоне;
  • метрологическая станция;
  • переходная муфта для подключения манометра и шланга;
  • шланги.

Процесс герметизации и заправки автомобильных кондиционеров:

  1. подсоединить вентиль к баллону с хладагентом, предварительно сделав прокол в специальной плоскости;
  2. при помощи муфты и тройника подключить к баллону манометр, шланг;
  3. к свободному концу шланга присоединить метрологическую станцию;
  4. к станции подключается второй шланг. Установка для вакуумирования и дозаправки готова;
  5. определить патрубок низкого давления, идущего в систему кондиционирования, очистить его, заправочный штуцер, чтобы исключить попадание грязи внутрь контура;
  6. к штуцеру присоединить шланг от метрологической станции;
  7. после запустили двигатель на 1500 оборотов для прокачки фреона по магистрали;
  8. включить рециркуляцию воздуха в салоне на максимальную величину;
  9. баллон располагается дном вверх, в этом положении понемногу нужно открывать вентиль для заправки;
  • отслеживать показания на манометре, в окошке фильтра-осушителя жидкость должна быть прозрачной, без пузырьков;
  • заправка завершается, когда в салон идет охлажденный воздух, а шланг возле штуцера низкого давления очень холодный.

Вакуумирование кондиционера своими руками

Самостоятельная установка кондиционера проводится с обязательной герметизацией всей системы вакуумным насосом (процесс описан выше) в соответствии с правилами технической документации. Если кондиционер уже установили и требуется его дозаправка, насос также необходим. После заполнения трассы хладагентом, производится вакуумирование.

Если насоса нет, можно попробовать заменить его мощным компрессором от холодильника. По отзывам на форумах, такая установка для вакуумирования и герметизации вполне действенна.

Решая вопрос, нужно ли проводить удаление влаги и воздуха из фреонового контура, некоторые владельцы сплит-систем считают, что продувка может быть достаточной и вакууумирование проводить не обязательно. При этом часть фреона спускается из системы, чтобы вывести излишки воздуха, влаги. Этого делать нельзя, так как производитель заправляет внешний блок необходимым количеством хладагента. Такая самостоятельная установка кондиционера только навредит устройству.

Инструкция по вакуумированию кондиционера

После установки сплит-системы в трассе, по которой циркулирует хладагент, остается влага и воздух, которые нужно удалить перед пуском оборудования в эксплуатацию. Причина в том, что фреон взаимодействует с этими средами, что может пагубно сказаться на работоспособности и эффективности климатической техники.

Контур хладагента должен быть максимально герметичен, в противном случае сплит система будет работать на повышенных нагрузках, механизмы – быстро изнашиваться, так ресурс будет исчерпан преждевременно. Посторонние среды и мелкодисперсные частицы удаляются с помощью насоса.

Данную процедуру осуществляют мастера, которые устанавливают технику или заправляют ее фреоном. Но некоторые пользователи предпочитают выполнять работы самостоятельно. Для них далее будет описан процесс, как вакуумировать кондиционер своими руками.

  1. Пошаговая инструкция по самостоятельному вакуумированию кондиционера
  2. Коммутация сплит-системы и оборудования
  3. Удаление воздуха и влаги из системы
  4. Результаты вакуумизации
  5. Запуск хладагента в систему
  6. Первый запуск

Пошаговая инструкция по самостоятельному вакуумированию кондиционера

Если вы хотите самостоятельно выполнить вакуумизацию сплит-системы, вам потребуется следующее оборудование:

  1. вакуумный насос;
  2. коллектор с цифровым или аналоговым вакууметром или манометром;
  3. вентильный ключ и отвертки;
  4. комплект шлангов;
  5. искатель протечек;
  6. ТЭН для прогревания цилиндра;
  7. зарядное устройство;
  8. вентили для шлангов и для прибора;
  9. станция для сбора хладагента.

Коммутация сплит-системы и оборудования

Коллектор и манометры подсоединяются к сервисным портам наружного модуля с помощью шлангов. Третий шланг коммутирует внешний кран кондиционера и вакуумный насос. Помпа включается.

Удаление воздуха и влаги из системы

Вакуумный насос и откачивает влагу и воздух, оставшийся в системе после монтажа. Это может длиться от 10 до 30 минут, в зависимости от мощности устройства. Сигналом завершения процедуры будет опускание стрелки измерительного прибора до отрицательного значения, которое означает остаточное давление.

Результаты вакуумизации

Если же значения на измерительном приборе не изменяются — система герметична. В противном случае – есть утечка, ее нужно найти и устранить.

  • затяжка гайки либо излишне сильная, либо излишне слабая;
  • одна из медных трубок заломлена;
  • низкое качество вальцовки.

Проще всего искать дефект с помощью мыльного раствора, более точные результаты даст течеискатель. Устранив утечку, необходимо выполнить всю процедуру сначала. Убедившись, что создан вакуум, можно приступать к следующему этапу.

Запуск хладагента в систему

Для заполнения системы фреоном, нужно отсоединить вакуумный насос, подключить емкость, и открыть краны с помощью ключа. Появится шипение, которое свидетельствует, что контур оборудования заполняется хладагентом. Когда система заполняется рабочей средой, можно считать, что климатическая техника готова к работе.

Первый запуск

Оборудование отсоединяется от сплит-системы. Климатическая техника запускается, и выполняется тестирование устройства во всех режимах. Полученные данные нужно сверять с указанными параметрами в инструкции.

Читайте также  Как правильно сделать шумоизоляцию автомобиля своими руками?

Если значения адекватны, герметизация кондиционера выполнена правильно, и можно эксплуатировать оборудование. Процедура – несложная, и при наличии необходимого оборудования, вы сможете грамотно выполнить ее самостоятельно.

Вакуумирование и проверка кондиционера

В итоге, после всех этапов установки сплит-системы нам остаётся запустить фреон в кондиционер и проверить его работу.

Вакуумирование холодильного контура

Внешний блок кондиционера идёт с завода заправленным, то есть в нём находится фреон в необходимом количестве. Не дают ему выйти наружу закрытые трёхходовые клапаны.

После монтажа у нас получается система состоящая из внутреннего блока и соединительных трубок, заполненных атмосферным воздухом с содержащимися в нём примесями и влагой.

Для нормальной работы нам необходимо удалить воздух и влагу из системы, после чего открыть вентили, запустив фреон.

Процесс вакуумирования

  • Подсоединяем манометрический коллектор к вентилю на кондиционере (шланг низкого давления-синий)

  • Подсоединяем заправочный шланг к вакуумному насосу (жёлтый)

  • Открываем вентиль низкого давления
  • Включаем вакуумный насос
  • После окончания процесса закрываем вентиль на манометрическом коллекторе
  • Только после этого выключаем насос
  • Запускаем фреон в контур открывая вентили на кондиционере шестигранником (оба)

Время вакуумирования

Для контроля степени разрежённости в системе существует прибор — вакууметр, шкала которого проградуирована в мБар — хорошие вакуумники изначально комплектуются вакууметрами, но можно использовать и отдельные, например электронные.

Некоторые монтажники ориентируются по давлению манометра — как только давление падает ниже нуля, они прекращают вакуумирование, считая что воздух удалился и можно прекращать процесс.

Но это не правильно. В любом воздухе содержится влага — при вакуумировании она испаряется, поэтому для кондиционеров 7 Btu/h время вакуумации не должно быть меньше 15 минут (зависит от производительности самого насоса), для более мощных систем, соответственно больше.

Выбор вакуумного насоса

Для разных целей необходимо выбирать разное оборудовафние, к примеру для монтажа бытовых кондиционеров понадобится насос с небольшой производительностью, которого вполне хватит для небольшой трассы. А при установке промышленных, VRV систем уже необходимы насосы с высокой производительностью и мощностью.

Характеристики на которые необходимо обратить внимание при подборе и покупке вакууматора:

  • Производительность, л/ч
  • Остаточное давление, Па
  • Мощность двигателя, Вт

От производительности зависит скорость откачки из холодильной системы, указывается в литрах в час.

Остаточное давление характеризует «качество вакуумации», чем меньше это значение, тем лучше, измеряется в Паскалях или мили Барах.

От мощности электродвигателя зависит время непрерывной работы насоса, при длинных трассах в ВРВ системах этот параметр имеет большое значение.

Это самые основные параметры, существует ещё ряд параметров, такие как, количество ступеней, тип насоса — масляный, безмасляный, количество оборотов двигателя и прочие.

«Продувка фреоном»

Многие монтажники практикуют такую процедуру — выгоняют воздух открыв вентиль и открутив одну из гаек, из под неё выходит воздух,после чего её закручивают.

После такого монтажа влага остаётся в системе,последствия этого — окисление медных трубок, повреждение компрессора, забивание ТРВ влагой. А самое главное — значительное сокращение срока службы, таким образом можно загубить любой кондиционер, даже самый дорогой.

Дозаправка фреоном

Кондиционер заправлен на заводе хладагентом в расчёте на длину трассы приблизительно до 5 метров, при большей длине его придётся дозаправлять.

Точное количество указано в инструкции по монтажу и составляет около 5-20 грамм на метр дополнительной трассы, в зависимости от мощности кондиционера.

Необходимо высчитать количество недостающего фреона и заправить его методом «по массе».

В противном случае будет потеря холодильной мощности.

Проверка кондиционера

После запуска фреона в контур включаем кондиционер на охлаждение и измеряем температуру на выходе — она должна быть не ниже 0 0 С.

Если температура ниже нуля, это говорит о недостаче фреона, который необходимо добавить (естественно, это при соблюдении рабочего температурного диапазона на улице конкретно для данного кондиционера).

После можно включить кондиционер в режим обогрева и проверить его работоспособность в этом режиме.

Проверка дренажа

  • Открываем крышку внутреннего блока
  • Снимаем фильтры
  • Аккуратно наливаем воду из бутылки в поддон кондиционера (можно лить прям на испаритель)
  • Убеждаемся что вода свободно выливается из дренажного шланга на улицу

Вот и всё, мы завершили установку кондиционера!

Осталось только рассмотреть некоторые нюансы — вальцевание и пайку трубок, удаление конденсата дренажной помпой, установку защитных электрических устройств.

Вакуумирование системы кондиционирования своими руками

После покупки климатического оборудования важным моментом является монтаж сплит системы. От того, насколько качественно будет проведена работа, зависит, насколько долго и безотказно устройство будет эксплуатироваться. Поэтому сразу уточняются этапы монтажа – установка внутреннего блока, нюансы монтажа внешнего, вакуумирование системы кондиционирования.

Подключение, вакуумирование и замена радиатора кондиционера своими руками – это достаточно сложные процедуры, требующие специальных навыков и знаний.

  1. Подключение кондиционера
  2. Когда необходимо вакуумирование
  3. Оборудование для вакуумирования и дозаправки
  4. Подготовка сплит системы
  5. Как долго идет процесс вакуумирования
  6. Вакуумирование кондиционера своими руками

Подключение кондиционера

Перед подключением кондиционера следует подготовить необходимый инструмент, навесить наружный и внутренний блоки. Последовательность действий:

  • Для прокладки труботрассы и электрических кабелей в стене между блоками сверлят отверстия диаметром около 6 сантиметров.
  • В качестве трубопроводов используют медные трубки, характеристики которых указаны в мануале. Трубы нарезают специальным инструментом, исключающим появление металлической стружки, развальцовывают и сгибают с помощью трубогиба.
  • Трубу подсоединяют к месту крепления, предварительно обработанному герметиком.
  • Производят вакуумирование.
  • Открывают сервисный клапан.
  • Подсоединяют электрические провода.
  • Монтируют дренажный шланг.
  • Все трубопроводы и дренажную трубку перематывают утеплительной лентой.

Когда необходимо вакуумирование

При монтаже оба блока соединяются между собой медными трубами для циркуляции хладагента. Это и есть контур кондиционера. После прокладки медной магистрали все трубы герметично соединяются и затягиваются во избежание попадания атмосферного воздуха внутрь. Даже при большом старании удалить воздух из труб продуванием, полностью избавиться от него не удастся.

Вакуумирование кондиционера – обязательная процедура как для бытовых устройств, где длина магистрали не превышает 2 метров, так и для офисных или промышленных инсталляций, где длина фреоновых труб может достигать десятков метров.

Для чего это нужно:

  • пары воздуха растворяются в масле, которое отвечает за смазку деталей компрессора, это приводит к изменению характеристик смазочного материала и оно хуже выполняет свои функции: не образует плотную пленку на поверхности трущихся деталей; механизм быстрее изнашивается и повышается риск заклинивания компрессора;
  • влага изменяет химические показатели охлаждающей жидкости, что грозит снижением производительности кондиционера, на контуре будут заметны признаки обмерзания.

Вакуумирование проводится перед первым включением, чтобы не допустить контакт масла с остатками воздуха или воды.

Оборудование для вакуумирования и дозаправки

Для работы нужны следующие инструменты и приборы:

  • Вакуумная станция для кондиционеров. Перед заправкой хладагента подключается к контуру и осушает его. Манометры на приборе показывают уровень вакуума. В работе мастера используют двухступенчатые модели, которые экономичны в плане расхода электроэнергии, просты в монтаже. Хорошую очистку дают гетерионные вакууматоры для кондиционеров, но редко применяются, так как стоят дорого.
  • Манометрический коллектор.
  • Набор отверток и ключей для работы со штуцерами.
  • Баллон с фреоном для последующей заправки.

Самым важным прибором является насос, который будет герметизировать трубопровод. Удобство в работе создает вес устройства – чем оно легче, тем проще. Модели, которые имеют резиновую опору для снижения уровня вибраций, более удобны в эксплуатации.

При работе насос расходует масло, поэтому индикация его уровня – полезная функция для человека, который постоянно работает с прибором.

Для удаления паров должен быть предусмотрен клапан, а также комплект штуцеров, предназначенный для внешнего блока, через которые происходит эвакуация воздуха.

На рынке лидирует техника немецких, американских, швейцарских производителей оборудования для климатической техники различного ценового уровня. Некоторые китайские фирмы поставляют продукцию, которая не уступает по качеству европейским аналогам, но гораздо дешевле.

Профессиональные ремонтники используют большие баллоны с хладагеном, так как часто проводят монтаж, заправку и дозаправку трубопроводов клиентов сервиса. Для одноразового применения достаточно купить небольшой объем фреона, чтобы не переплачивать.

Подготовка сплит системы

Перед началом работы вакуумного насоса его подключают через манометрическую станцию к крану наружного блока кондиционера. Манометрическая станция нужна для контроля уровня вакуума, после достижения которого прибор отключается. Некоторое время после окончания процесса вакуумирования мастер наблюдает за показателями приборов. Если они не меняются, проводится работа по заполнению контура хладагентом – система герметична, ненужные пары удалены. В случае, если показания манометра меняются, магистраль проверяется на трещины – фреон будет вытекать из труб, что потребует ремонта вскоре после монтажа.

Читайте также  Как сделать культиватор для мотоблока своими руками?

Перед заполнением контура охлаждающей жидкостью насос отсоединяют. При помощи ключа-шестигранника открывают фреоновые краны, жидкость поступает в контур кондиционера, издавая шипящий звук. Сколько хладагента необходимо заправить и какого типа, описано в инструкции производителя.

После заполнения труб хладагентом за показаниями манометра наблюдают полчаса. За это время не должны меняться показатели давления. В противном случае ищут протечку и заново вакуумируют и заполняют магистраль. Утечки возникают из-за слабого или очень сильного зажима гаек на штуцерах, плохой пайки или развальцовки медных труб. Заломы на трубах также могут быть причиной утечки фреона, так как излишнее натяжение металла образует трещины.

Как долго идет процесс вакуумирования

Процесс вакуумирования кондиционера длится от 10 до 20 минут. Это зависит от мощности сплит системы, толщины труб. Для промышленных или офисных систем вакуумирование и заправка фреоном длится дольше, так как длина трубопровода достигает нескольких десятков, а иногда и сотен метров. На таких объектах наблюдение за показателями глубины вакуума после герметизации длится около часа. Иногда требуется повторное включение устройства.

Когда показатели в трубопроводе перестают меняться в определенный промежуток времени, можно переходить к заполнению их фреоном.

Вакуумирование кондиционера своими руками

Чтобы вакуумировать кондиционер самостоятельно, необходимо запастись шлангами низкого и высокого давления.

Конец шланга без выступа подсоединяется к насосу. Противоположный конец, снабженный штырьком, крепится к золотнику газового порта, после чего насос запускается на 10 минут. По окончании вакуумирования необходимо приоткрыть клапан для запуска фреона и тут же закрыть его, отсоединив шланг. Небольшое количество хладагента будет потеряно, но это нормально, потеря возможна и при замене радиатора кондиционера.

Во время продувки трасс длиной больше 6 метров метод вакуумирования используется для сохранения фреона, который в противном случае будет выпущен, а дозаправка не представляется возможной.

После выкачивания воздуха и влаги из трубопровода следует отвинтить клапаны жидкости и газа до упора (все семь оборотов). Соединения обрабатываются мыльной пеной для выявления возможных утечек.

Вакуумирование кондиционеров: как своими руками починить систему

Насколько эффективна будет работа новой системы кондиционирования, зависит от множества факторов. К ним относится имя производителя, качество сборки, соблюдение правил установки и последующей эксплуатации. Но не всем покупателям кондиционеров известно, что залогом их долгой бесперебойной работы также является вакуумирование.

  • 1. Опасность разгерметизации
  • 2. Оборудование и алгоритм действий
  • 3. Заправка кондиционера
  • 4. Особенности и ошибки

В конструкции любого бытового кондиционера имеется фреоновая магистраль, выполняющая охлаждающую функцию. За счёт её работы снижается температура воздуха в помещении. Блок состоит из следующих элементов:

  • конденсатора;
  • испарителя;
  • компрессора;
  • медных труб;
  • терморегулирующего вентиля;
  • хладагента;
  • компрессорного масла.

В совокупности они образуют единую систему, обязательным условием работы которой является полная герметичность. Её нарушение и попавшие внутрь жидкость, воздух и мелкие инородные частицы чреваты разными поломками.

Попавший внутрь воздух увеличит давление внутри магистрали, постоянная нагрузка на компрессор во время его работы возрастёт, износ деталей ускорится.

Вода, смешавшись с компрессорным маслом, запустит химическую реакцию, продуктами которой станут кислоты органического или неорганического происхождения. Их воздействие на элементы кондиционера даст негативный эффект.

Действие воды также опасно образованием ржавчины на внутренней поверхности корпуса. Частички этой ржавчины вместе с хладагентом начнут распространяться по системе, попадут в компрессор, из-за чего тот выйдет из строя.

Избежать этих проблем поможет вакуумирование системы кондиционирования. О необходимости такой процедуры сообщается во всех инструкциях по установке охлаждающего оборудования. Многие производители отказываются осуществлять гарантийное обслуживание кондиционеров, если перед их первым запуском не была проведена вакуумация.

Обычно процедуру проводят квалифицированные специалисты, которые занимаются установкой бытовых систем охлаждения. Но при желании и достаточном опыте можно осуществить вакуумирование кондиционера своими руками. Для этого понадобится:

  • насос;
  • коллектор с вакуумметром или манометром;
  • набор шлангов;
  • течеискатель;
  • вентильный ключ;
  • вентили для шлангов и манометра;
  • нагревательный элемент для подогрева цилиндра;
  • устройство для сбора хладагента;
  • зарядная станция.

Насос для вакуумации убирает воздух и воду из охлаждающей магистрали, создавая внутри области разреженного давления. В процессе использования насоса следует учитывать, что он имеет границу остаточного давления, достигнув которой перестаёт удалять воздух.

Для того чтобы вакуумировать кондиционер перед его первым использованием, потребуется совершить ряд действий:

  1. 1. С помощью шлангов соединить коллектор с внешним блоком через сервисные порты.
  2. 2. Присоединить шланг, предназначающийся для насоса.
  3. 3. Запустить вакуумное оборудование.
  4. 4. Дождаться, когда стрелка манометра опуститься до отрицательной величины, обозначающей границу остаточного давления.

Если стрелка в течение 20−30 минут не изменит своего положения, это означает, что вакуумирование завершено, система полностью герметична, можно отключать прибор, предварительно перекрыв вентиль манометра. Если этого не сделать, через шланги насосное масло может протечь внутрь охлаждающей системы кондиционера. После отключения насоса нужно открыть порты наружного модуля и запустить хладагент в контур, затем отсоединить шланги коллектора.

Если стрелка манометра поднимается выше отрицательных значений, это свидетельствует о недостаточной герметичности и утечке фреона. Чтобы обнаружить негерметичный участок системы, придётся прибегнуть к опрессовке высоким давлением.

Длительность процедуры определяется мощностью насосного оборудования. Одноступенчатой модели для этого потребуется минимум полчаса, в то время как двухступенчатая справится за минуту. Дополнительно придётся потратить около 15 минут на проверку.

Кондиционер необходимо тестировать на наличие утечек во всех режимах работы, постоянно сверяя имеющиеся показатели с теми, которые рекомендованы производителем.

Хладагент — основной компонент, с помощью которого обеспечивается эффективное функционирование охлаждающей установки. После того как вакуумация кондиционера будет успешно проведена, требуется рассчитать необходимый объём хладагента и запустить его в систему. Сделать это можно несколькими методами.

Самый простой способ подразумевает заправку по массе. Используя специальные весы, нужно взвесить баллон, проверить количество охлаждающего вещества, заправить газом нужный объём. Если количество хладагента известно, можно применить заправочный цилиндр, гарантирующий быструю и точную заправку. С его помощью можно заполнить баллон, а из баллона — весь контур. Нужно лишь иметь в виду, что цилиндр имеет небольшой размер, рассчитанный не более чем на 4 кг.

Другой способ заправки — по давлению — может применяться только при наличии точных сведений от производителя. Заполнение системы происходит в несколько этапов путем присоединения баллона с охлаждающим веществом с помощью манометрического коллектора. После закачивания небольшой порции хладагента необходимо обязательно сверять показатели прибора с табличными данными, затем начинать закачивание новой порции вещества. Так следует делать, пока показатели манометра не совпадут с табличными.

Для заполнения системы иногда может применяться смотровое стекло, с помощью которого удобно отслеживать состояние хладагента. Наличие пузырьков свидетельствует о том, что контур заполнен не до конца. Как только они исчезнут, заправку можно завершать. Добавлять вещество также следует небольшими порциями, добиваясь стабилизации давления.

Каждый из способов заправки кондиционирующей системы имеет свои особенности. Необходимо выбирать оптимальный вариант, учитывая его удобство и безопасность.

На производстве заправка оборудования хладагентом осуществляется из расчёта 5 м длины магистрали. Если трасса имеет большую длину, во избежание потери мощности агрегат придётся дозаправлять. О том, нужно это делать или нет, можно судить, запустив прибор в режиме охлаждения и измерив температуру на выходе. Отрицательное значение свидетельствует о необходимости дозаправки. Аналогично проводят проверку в режиме обогрева.